Самостоятельное решение новых задач это метод

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

За консультациями по вопросам использования программы "Уроки творчества" можно обращаться к автору: Галина Владимировна Терехова,

Общая характеристика программы "Уроки творчества"

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Полностью реализовать систему творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компенсирует факультативный курс "Уроки творчества".

Основными целями курса намечены:

  • развитие системности, диалектичности мышления;
  • развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;
  • обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.

Курс рассчитан на 102 учебных часа со второго класса четырехлетней начальной школы (34, 34, 34 часа соответственно) и содержит около 500 заданий творческого характера, в том числе и авторских (табл. 5).

Таблица 5. Тематическое построение программы "Уроки творчества"

Разделы 2 класса

Кол. Часов

Разделы 3 класса

Кол. Часов

Разделы 4 класса

Кол. часов

Объект и его признаки

9

Системы

10

Би- и полисистемы

7

Ресурсы человека

9

Законы развития систем

8

Противоречия

10

Приемы фантазирования задач

8

Аналоги

8

Приемы разрешения противоречий

10

Методы активизации мышления

8

Моделирование

8

Качества творческой личности

7

СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Для организации содержания курса был использован сетевой подход, позволяющий параллельно включать творческие задания, ориентированные на познание, создание, преобразование и использование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме, сохраняя целостность системы обучения.

Так, например, в разделе "Объект и его признаки" при изучении темы "Форма" использовались задания, ориентированные на познание, создание и преобразование объектов (составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме "Материал" - задания на познание, создание и использование объектов в новом качестве ("что из чего?"; "составь загадку"; "найди новое применение старой резиновой игрушке"; "придумай новый материал и объясни, как его использовать").

Согласно принципам личностно-деятельностного подхода, все выполненные творческие задания должны заканчиваться каким-либо значимым и доступным для младших школьников практическим видом деятельности - изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов и т.п.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ

С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, экономичного использования времени на уроке разработана серия рабочих тетрадей. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий, рисунков, текстов, памяток и других справочных материалов, позволяющих информационно не перегружать детей, сделать процесс более наглядным и доступным для учащихся младших классов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы. Кроме того, рабочие тетради позволили иначе взглянуть на основную проблему организации самостоятельной творческой деятельности учащихся этого возраста - представление результата выполнения задания в виде определенного творческого продукта.

Единообразное оформление места выполнения творческого задания на уроке и дома, символика методов творчества, поведенческих правил, выводов по темам, отраженных в справочных материалах, сопровождение названия темы яркими цитатами из детских произведений, раскрывающих ее смысл, позволяют учащимся самостоятельно ориентироваться в тетради. Большое внимание при оформлении листа рабочей тетради уделено организации фиксирования рефлексивных действий учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Особенно важна для получения высокого результата правильная организация работы над творческими заданиями. При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • стремиться к самостоятельной постановке творческого задания учащимися;
  • поощрять использование при выполнении заданий методов творчества;
  • ориентировать на идеальный конечный результат;
  • схематично фиксировать все полученные варианты, в том числе и промежуточные;
  • демонстрировать разноуровневость творческого задания;
  • поощрять оригинальные решения, даже если они отличаются от контрольного;
  • поэтапно рефлексировать процесс выполнения творческого задания;
  • выполнение любого задания должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для учащегося.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

  • вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
  • системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
  • промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

"Уроки творчества" во 2 классе

Развитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений учащихся, непрерывного "наращивания" каждым учащимся опыта творческой деятельности. Деятельность по реализации системы творческих заданий можно представить четырьмя направлениями, ориентированными на: 1) познание объектов, ситуаций, явлений; 2) создание новых объектов, ситуаций, явлений; 3) преобразование объектов, ситуаций, явлений; 4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве. Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.

Основная задача III (начального) уровня cложности - развитие таких показателей творческого мышления, как беглость и оригинальность, продуктивность творческого воображения, расширение возможностей учащихся качественного выполнения творческих заданий с опорой на опыт творческой деятельности, накопленный в дошкольном возрасте, а также с помощью методов активизации мышления. С этой целью учащиеся вовлекаются в совместную творческую деятельность, предполагающую сочетание коллективных и индивидуальных форм, реализацию бинарного подхода к разработке методов и творческого стиля преподавания и учения в рамках курса "Уроки творчества".

2 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"

Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: "Да-Нетки", "Признаки", "Природный мир", "Технический мир", "Организм человека", "Театральная" "Фантастические сюжеты", "Что такое хорошо?" и др. и могут быть использованы как в учебных предметах, так и в рамках дополнительной учебной программы. Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

Освоение методов рекомендуем проводить в следующих видах совместной творческой деятельности:

  • коллективное или групповое выполнение заданий под руководством учителя;
  • самостоятельное выполнение заданий с последующим коллективным обсуждением способа и результата полученного решения.

Приведем примеры освоения различных методов творчества в процессе выполнения творческих заданий.

Освоение метода дихотомии в игре "Да-нет"

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".

В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие "Да-Нетки":

1). Узнай объект по описанию.

1.1).Перечисляются признаки объекта (тема "Объект и его признаки"):
сделан из песка, похож на гладь воды, может быть любого цвета.

1.2). Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда (тема "Органы чувств" (урок первый)):

  • 5 глаз, и все на руках (морская звезда);
  • животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);
  • животное, которое "видит" носом (дельфин);
  • животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);
  • животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);
  • животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);
  • животное, которому нос может заменить глаза (собака);
  • этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);
  • животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);
  • животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);
  • у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);
  • глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);
  • животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).

1.3).Найди загаданный объект:

  • предлагается ряд геометрических фигур, среди которых учащиеся находят загаданную фигуру (тема "Материал");
  • предлагается ряд предметов, изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер (тема "Мышление");
  • предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется отгадать объект, пользуясь признаком расположения (тема "Внимание").

1.4). Определи возраст человека: приводится описание поступков людей, характеризующих их возраст (тема "Признак "Время"").

Однажды на пороге скромной обители второкурсника возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел поздравить юного автора с удачной статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет было юному автору? [8].

Французский врач Ален Бомбар на собственном примере доказал, что можно довольно долго жить, бороться с морской стихией и побеждать ее, оставшись без воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический океан, не притронувшись к еде и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг? [8].

Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:
Ты почему трех поросят съел?
Волк молчит.
Ты почему трех поросят обижал?
Волк поджал хвост.
Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит, он больше не будет. Сколько лет Маше? [53, c. 4].

Как-то на Рождество отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история для детей", в которой мальчик увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику? [8].

Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.
Ты даешь мне слово? - спросил отец.
Даю честное слово, - ответил Старший.
- Хорошо, - сказал отец. - Три дня нас не будет дома. Мы вернемся тридцать первого вечером, часов в восемь. До этого времени ты здесь будешь хозяином. Ты отвечаешь за дом, а главное - за брата. Ты ему будешь вместо отца. Смотри же! [60, с. 6-7].

Ровно в полночь маленький Геракл проснулся. Он лежал в темноте, сосал кулак и слушал во все уши, потому что был умен не по возрасту. Вдруг он услышал возню и шуршание на пороге, потом тихий свист и шипенье на полу. Любопытный мальчик приподнял голову и заглянул за край колыбели. В ту же минуту он увидел большую змеиную голову рядом со своей головой. Геракл немного испугался и откинулся назад [21, с. 178-179].

1.5). Решение задач на внимание (тема "Внимание").

В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал?

Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?

У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запрещающий знак, он миновал перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему?

Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:
- Будь хорошим мальчиком и не плач.
- Я не могу быть хорошим мальчиком, - был ответ, и это была чистая правда.

Интервью с близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день? - Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему? [23] (тема "Творческое мышление").

Результатом многократного включения заданий "Угадай объект", "Угадай явление" должна явиться карта - классификация объектов реального мира, позволяющая кратчайшим путем, целенаправленно сужая поле поиска, находить загаданный объект, явление, составленная учащимися под руководством педагога.

Описание объектов по Методу контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов мы рекомендуем использовать в данном направлении при составлении описаний объектов. Отвечая на предложенные вопросы о наличии различных признаков объекта, о сходстве и различии заданного объекта с другими объектами, учащиеся научаться составлять многоплановые описания объектов на основе выделенных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части - целого; определять существенные признаки в зависимости от условий, классифицировать объекты по основным признакам с использованием возможностей органов чувств; осуществлять поиск нужного объекта, целенаправленно сужая поле поиска.

2 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

  • "Моя визитка";
  • "Составь загадку";
  • "Придумай свой цвет (форму, материал, признак)";
  • "Изобрази свою память";
  • "Придумай сказку (историю) о...";
  • "Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)";
  • "Придумай телефон для глухих" и др.

Выполнение этих заданий мы рекомендуем организовать при помощи отдельных приемов фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления - синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов должно происходить преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

Получение нового объекта с помощью МФО

Работа в группах с целью получения нового объекта (или усовершенствования) с помощью метода фокальных объектов (тема "В поиске сильных решений" (урок второй)) может быть организована следующим образом:

1 шаг. Группы получили задания:

  • придумать новые часы;
  • усовершенствовать фломастер;
  • придумать новую пуговицу;
  • усовершенствовать пенал.

2 шаг. Группы работали самостоятельно по следующему плану:

  1. Выбрали 3 объекта случайным образом.
  2. Выделили по 5 признаков у каждого объекта.
  3. Наделили заданный объект несколькими из выделенных признаков.
  4. Составили описание полученного нового объекта.

Работа была закончена через 10 минут.

3 шаг. Спикеры групп представили полученные результаты:
1 группа: ароматные быстроходные часы с лепестками, на которых расположены дни недели;
2 группа: хищный, всегда желтый фломастер с банановым вкусом;
3 группа: звуковая страшная пуговица, застегивающаяся с помощью магнита;
4 группа: электрический пенал, говорящий расписание и растущий по необходимости.

4 шаг. В результате проведенной работы в ходе коллективного обсуждения учащимися были сделаны следующие выводы:

  • методом фокальных объектов можно легко получить до 10 различных вариантов новых объектов;
  • полученные решения лишь незначительно изменяют объект случайным образом.

Аналогичным образом организуется работа по созданию и преобразованию объектов с помощью синектики, морфологического анализа, отдельных приемов фантазирования.

Реализация этого направления предполагает также организацию с помощью метода контрольных вопросов и приемов фантазирования написания сказок и историй, составление загадок ("Сказка об органах чувств" в теме "Органы чувств" (урок второй); "Сказка о Мостике" в теме "Приемы фантазирования" (урок второй); загадки о ключике, лодке, барабане и другие в темах "Объект и его признаки", "Признак "Форма"", "Признак "Материал"" и в контрольных работах; "История о зеркале" в теме "Приемы фантазирования" (урок третий)).

Работу над заданиями можно организовать в следующих вариантах:

  • коллективный выбор темы для сказки (истории, загадки), обсуждение отдельных этапов работы с последующим составлением своего варианта;
  • самостоятельное написание сказки (истории, загадки) на заданную тему с последующим коллективным обсуждением полученных произведений по следующим вопросам: "Какие приемы чаще использовались при составлении сказки (истории)?"; "Какая понравилась больше, почему?".

Работа над сказкой по Методу контрольных вопросов

Покажем примерный ход работы над сказкой об органах чувств по контрольным вопросам в рабочей тетради с использованием первого варианта сочетания форм работы.

Когда это случилось? Давно ли, недавно ли…

Где все происходило? В одной стране - далекой стороне…

Кто главные герои? Жили-были города: Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание. Жили дружно, друг другу помогали. Где глаза не доглядели - ухо услышало. Где нос не почувствовал глазки увидели, да руки помогли. Так, глядишь, опять беда стороною прошла.
(- А на самом деле так бывает? Вывод 1: Органы чувств тесно взаимосвязаны между собой.)

Что с ними случилось? И вот однажды нежданно-негаданно напала неизвестно с какой стороны на города страшная болезнь.

Как они поступили? Стали города думу думать, как победить беду. Кто из них самый важный и беду одолеть сможет? (- А как бы вы поступили на их месте?)

Город Зрение стал убеждать всех, что он все видит вокруг и другим сообщает, а значит, ему и быть главным - его и должны все слушаться, тогда беду одолеть сумеем. Город Обоняние от волнения так разболелся, что даже запахи чувствовать перестал и сказал, что теперь, он уже ничем помочь не сможет. А Вкус стал говорить, что самое главное в жизни - это дети, а дети любят сладкое, а лучше меня никто в этом не разбирается, значит, мне и спасать города от напасти. Слух возразил, что никто без него ничего не услышит, а значит, ему и спасать всех. Город Осязание так рассмеялся, что даже мурашки по коже побежали. Эх, вы видите, слышите, но без меня вы холодное от горячего отличить не сможете, или кипятком ошпаритесь, или зимой замерзнете и не почувствуете.
(- Могут ли органы чувств обойтись друг без друга? Вывод 2: Органы чувств, при необходимости могут частично заменить друг друга.)

Что из этого вышло? Спорили они три дня и три ночи, да так и не договорились, а болезнь не отступает, все сильнее становится.

Что случилось дальше? И вдруг по городам прошла весть, что в соседней стране, недалекой стороне живет мудрец Мозг. Он все про всех знает и всегда приходит на помощь.

Как поступили герои? Решили Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание, втайне друг от друга, к мудрецу за советом отправиться. А, вернувшись, выиграть спор с городами. И вот собрались они снова для спора. Каждый вернулся от Мозга уверенный в своей правоте. Всех мудрец назвал важными и необходимыми. Задумались города, как же им болезнь одолеть, если все главными будут. Поняли органы чувств, что, захотев стать главными, без совета мудреца им не обойтись. Каждый из них часть дела знает, а общим делом управлять не может.

Чем все закончилось? И решили они доверить правление Мозгу. И попросили мудреца помочь им болезнь одолеть. Недаром говорят: сильнее все вместе, когда каждый на месте.
(- А как на самом деле осуществляется управление органами чувств? Вывод 3: Органами чувств управляет мозг. - Придумайте название получившейся сказки.)

Раскадровка сказки на прием фантазирования

Приведем пример раскадровки для сказки, придуманной учащимися в ходе занятия по теме "Приемы фантазирования" (урок второй), основной целью которого было знакомство с приемами оживление и подвижный - неподвижный. В качестве героев сказки о мостике учащимися были выбраны Бутылка и Пробка, которые жили по разные стороны реки, дружили и ходили к друг другу в гости через мостик.

1 кадр. Нарисуйте героев нашей сказки. Какими они были по характеру, как жили?

2 кадр. Услышали они указ царя: утром моста на реке не должно быть, дабы не мешать движению прогулки царя на своем новом корабле.
Как быть?

3 кадр. Стали думать, что же делать: мост нужен, но и таким, как он есть, его оставить нельзя.

4 кадр. Решили сделать мостик наоборот. Изобразите получившийся мостик.

5 кадр. Лучше сделать мост из разборных частей. Нарисуйте.

6 кадр. Может, лучше объединить его с чем-нибудь? Изобразите самые удачные идеи.

7 кадр. Чтобы царю мост не мешал при прогулке, его нужно сделать подвижным, а чтобы можно было ходить по нему в гости, - неподвижным.

8 кадр. Мы же в сказке. Представим, что мост сам, без ничего, становится то подвижным, то неподвижным. Изобразите волшебный мостик.

9 кадр. Творческое задание. Как сделать придуманный мостик героям всего за одну ночь?

10 кадр. Чем закончилась сказка?

2 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"

Реализацию третьего направления мы рекомендуем организовать при выполнении учащимися следующих творческих заданий:

  • "Сделай маленькую пуговицу большой";
  • "Изобрази гигантского мышонка";
  • задачи из серии "Бионика";
  • "Изобрази себя в прошлом, настоящем и будущем";
  • "Изобрази 20 разных домиков";
  • "Усовершенствуй пенал (фломастер, школьный двор)" и др.

Организация личностно-деятельностного взаимодействия этого направления во многом схожа с организацией работы по созданию нового, но кроме описанных ранее методов, используется и метод преодоления психологической инерции, предполагающий замену названия и самого объекта по назначению, а также изменение размера объекта, что позволяет значительно расширить объем заданного понятия.

Творческие продукты, полученные младшими школьниками в рамках данного направления, предполагают осуществление преобразования объектов преимущественно путем незначительного изменения внешнего вида (формы, цвета, материала, расположения или других отдельных признаков), произведение простейшего фантастического преобразования, наделяя объекты дополнительными признаками явлений и объектов как материального, так и нематериального мира.

2 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"

Организация работы по четвертому направлению способствует самостоятельному выполнению учащимися младших классов заданий творческого характера на использование объектов в новом качестве путем заимствования назначений других объектов, единичного переноса объектов в другие области применения, фантастического применения объектов, приносящих пользу в реальном мире. Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания:

  • "Попробуйте увидеть необычное в обычном … арбузе";
  • "Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры);
  • "Найди применение лишним цветочным горшочкам Мальвины";
  • "Найди новое применение старой резиновой игрушке";
  • "Определи назначение предмета и найди ему замену";
  • "Робот сломался";
  • "Изобрази приятную мелодию";
  • "Как родителям не потерять в толпе людей ребенка 4-х лет";
  • задачи о правилах хорошей памяти и др.

При выполнении этих заданий ученикам предоставляется возможность самостоятельного выбора методов из ранее использованных. Поэтому при выборе формы работы предпочтение отдается сочетанию индивидуального выполнения задания с коллективным обсуждением полученных продуктов.

"Уроки творчества" в 3 классе

Для обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям.

3 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"

Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:

  • "Заполни экраны системы";
  • "Изобрази систему";
  • "Угадай систему по заданным свойствам";
  • "Определи функции систем";
  • "Проверь силу своего мышления";
  • "О библиотекаре";
  • "С днем рождения" и др., ориентированные на развитие умений выявлять и сопоставлять характеристики объектов, явлений, ситуаций, рассматривать объекты во взаимосвязи, составлять описание объекта, определяя подсистемы, надсистемы, тенденции развития, моделировать системные свойства.

При организации работы по данному направлению рекомендуется использование следующих сочетаний форм работы:

  • коллективного обсуждения предложенного задания с последующим самостоятельным выполнением;
  • выполнение заданий по выбору в группах с последующим коллективным обсуждением результатов;
  • самостоятельного выполнения заданий по выбору и оценивания по заданному критерию.

Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования.

Описание объекта с помощью системного оператора

Составление описания объекта с помощью системного оператора проходит по следующему плану:

  • 1 шаг: учащиеся выбирают для рассмотрения систему (из природного или технического мира), которая помещается в центр системного оператора;
  • 2 шаг: коллективное обсуждение возможных вариантов заполнения окон системного оператора в следующем порядке: описание системы на уровне подсистем, надсистем, описание прошлого и будущего системы на уровне под- и надсистем;
  • 3 шаг: самостоятельное составление описания системы.

Организованное таким образом выполнение заданий предполагает постепенное "наращивание" возможностей учащихся в рассмотрении объектов начиная с 9-ти окон системного оператора - "Заполни экраны системы" (тема "Система") и заканчивая самостоятельным заполнением 24-х окон к объекту "автомобиль" в задании "Проверь силу своего мышления" (тема "Системное мышление"), в описание которого учащимися могут быть включены следующие компоненты: части автомобиля и их составляющие, использованные материалы; автомобиль как часть системы транспорт; места функционирования и хранения автомобиля; предшественники современных автомобилей и их составляющие. Будущее системы может быть представлено через объединение с другими видами транспорта, как отдельно работающие части автомобиля.

Моделирование

Метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах:

  1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различными способами - с помощью видеофотосъемки, тени, зеркала. Это задания об измерении длины ядовитой змеи, о костюме для Портоса, изображении огня 20-ю способами (тема "Модели") и другие. Особое внимание при коллективном обсуждении результатов должно быть обращено на гуманное отношение к природе.
  2. Выполнение заданий, результатом которых является представление объекта "изнутри" или объяснение явления с помощью маленьких человечков. Это задания, представленные в темах "Моделирование маленькими человечками" (уроки 1-3): "Круговорот воды в природе", "Откуда брать воду?", "Вода в космосе" и другие.
  3. Выполнение заданий, требующих умения составлять модель решаемой задачи. Для этого используются два правила построения модели задачи, приведенные в книге Г. Альтова "...И тут появился изобретатель": 1) в модель задачи всегда входит то, что хотят изменить (или на что воздействуют) - "изделие"; 2) обязательной частью модели является то, что меняет "изделие", воздействует, обрабатывает его или является его частью - это "инструмент" [1]. Это задания "Пуд золота", "Зовите пожарных!" (тема "Модель задачи"), о чистке лука (тема "Решение задач") и другие.

В дальнейшем метод моделирования используется как один из этапов выполнения задания.

3 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"

Для осуществления перехода на II уровень сложности выполнения творческих заданий, направленных на создание объектов, ситуаций, явлений, необходимо расширить группу используемых учащимися методов системным фантазированием, идеализацией, использованием закона динамизации, способами составления метафор.

Накопление собственного опыта в совместной творческой деятельности можно организовать в следующих сочетаниях коллективной и индивидуальной формы работы:

  • коллективный выбор объекта и разбор возможных способов его выполнения с последующим самостоятельным выполнением и оцениванием, коллективным обсуждением полученных результатов творческой деятельности;
  • самостоятельное выполнение и оценивание предложенного творческого задания.

Для выполнения учащимися можно предложить творческие задания:

  • "Придумай историю с помощью приемов фантазирования";
  • "Составь метафору по алгоритму";
  • "Придумай новые часы (велосипед, монету, сказочного героя, книгу, автомобиль, аквариум), используя законы развития систем";
  • "Придумай фантастическое существо";
  • "Создай театральный эффект дождя, декораций, костюмов для героев спектакля" и др.

Идеализация и системное фантазирование

Метод идеализации в сочетании с системным фантазированием позволит учащимся целенаправленно изменять отдельные свойства системы в направлении идеального конечного результата. Получение творческих продуктов с помощью этих методов может быть организовано по следующему плану:

  1. Выбрать объект изменения.
  2. Определить цель изменения.
  3. Описать признаки системы.
  4. Выбрать один или несколько признаков для изменения.
  5. Изменить признаки объекта с помощью одного или нескольких приемов фантазирования.
  6. Составить описание нового объекта.
  7. С их помощью второклассниками могут быть получены идеи, которые впоследствии станут основой для самостоятельного составления фантастических сюжетов.

Умение составлять метафоры к любому слову по алгоритму значительно расширяет возможности учащихся придумывать оригинальные названия к своим идеям, что положительно влияет на развитие творческого мышления.

Составление метафор

В рабочих тетрадях (тема "Алгоритм") приведена опорная схема для составления метафор учащимися (стр. 37 РТ-2). Выполнение этого задания предполагает организацию работы по следующему плану:

  1. Выбор объекта.
  2. Выделение признаков и (или) действий объекта.
  3. Подбор сравнений-существительных к признакам и действиям.
  4. Определение места нахождения объекта.
  5. Объединение подобранных слов из п. 3 и п. 4 в метафору.

При выполнении творческого задания "Составь метафору к слову алгоритм" (тема "Алгоритм") учениками третьего класса были получены следующие метафоры: лифт в деле, джентльмен задачи, путь повсюду, доктор правила, профессор написания, часы науки.

3 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"

Для создания опыта творческой деятельности на II уровне cложности по третьему направлению учащимся можно предложить выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

  • "Вездеход на Марсе";
  • "Задача об укладке фруктов";
  • "Задача о сушке пороха";
  • "Задача об отделении микроба";
  • "Придумай этикетку для бутылочки с ядом" и др.

В результате их выполнения ученики должны расширить возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Основная цель применения метода идеализации в рамках этого направления - дать возможность учащимся иначе взглянуть на уровень выполнения творческого задания, начать поиск другого подхода к преодолению психологической инерции мышления. Поэтому для преодоления психологической инерции учащимся необходимо продемонстрировать применение метода моделирования маленькими человечками, позволяющего увидеть задачу как бы "изнутри".

Рассмотрим примерный вариант работы над творческим заданием с помощью этого метода в теме "Моделирование маленькими человечками" (урок второй).
Учащимся описывается следующая ситуация: "В капле воды миллионы микробов. Для наблюдения под микроскопом аббату Спланцани (одному из первых исследователей-микроскопистов) понадобилось внимательно рассмотреть микроб. Как быть?"

В результате коллективного обсуждения для решения выбирается следующая задача: как отделить один микроб от другого. Для преодоления психологической инерции, вызванной размерами микробов, задачу нужно представить моделью из маленьких человечков. Каждый микроб - маленький человечек. Для этого можно разделить учащихся на группы, которые будут демонстрировать различные варианты отделения микробов.

Анализ полученных вариантов можно провести в коллективной форме, предварительно выслушав спикеров каждой из групп учащихся.

Контрольным ответом считается построение водяного мостика между чистой каплей и каплей с микробами. Мостик должен быть разрушен, как только один микроб перебежит по нему. Возможно получение и других, более идеальных вариантов.

После коллективного обсуждения всех полученных решений учащимся необходимо предложить самостоятельно выбрать и зарисовать наиболее интересный, с их точки зрения, вариант.

Ресурсный подход

Немаловажно показать учащимся высокую степень идеальности при применении ресурсного подхода. Возможности этого метода можно продемонстрировать на творческих заданиях в темах "Ресурсы систем", "Идеальный конечный результат", "Решение задач", в результате выполнения которых учащиеся должны освоить поведенческое правило "используй то, что под рукой, и не ищи другое". А также простое правило - идеальнее, если ресурс находится в самой системе.

3 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"

Особенностью организации работы над творческими заданиями четвертого направления является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются творческие задания:

  • "Найди применение открытию древних в наши дни";
  • "Павианы и мандарины";
  • "Задача о рекламном трюке";
  • "Задача о первых людях на Луне";
  • серии заданий "Проблемы третьего тысячелетия";
  • "Винни-Пух решает вслух";
  • "Нарния" и др.

В результате их выполнения под руководством педагога учащимися должна быть разработана таблица "Где искать ресурсы?" (справочные материалы, рабочая тетрадь № 2), позволяющая быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта системным свойствам, заимствовать свойства и функции объектов в комплексе на уровне подсистем, надсистем.

При организации личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе творческой деятельности рекомендуется сочетание коллективной формы работы на этапе выделения проблемы с индивидуальным поиском решения задачи. Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы.

Сочетание ресурсного подхода с методом идеализации позволит учащимся более качественно генерировать идеи, а накопленный опыт творческой деятельности позволит осуществить переход к следующему уровню сложности содержания системы творческих заданий.

Конструирование собственных творческих заданий

Особое внимание в третьем классе необходимо обратить на конструирование собственных творческих заданий. На этом этапе отбор материала для заданий лучше осуществлять коллективно. А первое творческое задание составить на основе материала, отобранного педагогом. Для этого в рабочих тетрадях разработана отдельная страница в теме "Порядок "на мозговом чердаке"". Для первого задания можно предложить интересные энциклопедические факты, открытые задачи современности или таинственные происшествия, которые можно объяснить в этом возрасте, а также ситуации из школьной жизни. Так как ранее учащимся уже предлагались задачи, составленные на основе сюжетов сказок, то в качестве материала для конструирования творческого задания в рамках дополнительной учебной программы предлагается отрывок из произведения Дж. Родари "Голубая стрела", который может стать основой для составления сразу нескольких задач:

"Окончив работу, Франческо возвращался домой. Вдруг он почувствовал, как чья-то рука зажала ему рот, а другая обхватила шею. В тот же миг его втащили в подъезд.

Чей-то голос произнес:
- Он маленький, сможет пролезть.
- Сейчас увидим, - шепнул второй голос.

Голоса звучали как-то приглушенно. Когда глаза Франческо немного привыкли к темноте, он увидел, что на незнакомцах были надеты черные маски, закрывавшие нижнюю часть лица.

Франческо сразу понял, что это бандиты. Как раз сегодня он видел таких же на экране кино.

Но что хотят от него эти типы?

Один из них все еще зажимал ему рот. Франческо не пытался даже укусить его. Все равно ему одному не справиться с тремя мужчинами.

Один из воров показал Франческо узенькое окошко:
- Видишь? - Франческо кивнул.
- Мы никак не можем открыть дверь магазина. Полезешь в это окошко и отопрешь нам изнутри. Понял? И смотри, не устрой с нами какую-нибудь хитрую штуку, а то поплатишься за это!
- Лезь, нечего терять время! - прервал второй вор.

Франческо попытался вырваться, но сильный удар кулака посоветовал ему успокоиться. Ничего не оставалось делать, как повиноваться.

Один из воров подхватил его и поднял на высоту окошка.
- Оно слишком узкое, - попытался возражать Франческо. - Я не пролезу.
- Сначала просунь голову. А где пройдет голова, там пролезет и туловище. Быстрее!

Приказание сопровождалось новым ударом, на этот раз по ногам.

Франческо просунул голову в окошко. Внутри было темно. Они сказали, что это магазин. Интересно, какой магазин?

Франческо скользнул вдоль стены и добрался до пола. Несколько секунд он стоял неподвижно, пока свистящий шепот одного из воров не сдвинул его с места:
- Что ты там делаешь? Шевелись! Дверь направо. Там должен быть засов. Если он не открывается, подойди к шторе и приоткрой ее. Шевелись ты, улитка!

Франческо шагнул вперед и провел рукой по стене. Вот дверь. Он почувствовал пальцами холодный металл засова, нашел рукоятку и уже хотел было открыть, как вдруг его осенила мысль.
"Здесь я в безопасности, - подумал он, - здесь они не поймают меня. Не буду я открывать дверь. Ворам поневоле придется уйти, чтобы на них не наткнулся ночной патруль". Из окошка до него донесся приглушенный голос одного из воров, приказывающий ему поторопиться. Но Франческо не шевельнуся. Он даже улыбнулся.
"Хоть лопните от злости! - говорил он про себя. - Вы не сможете проникнуть сюда. Вы же сами сказали, что не пролезете в окошко".

Но тут другая мысль пришла ему в голову:
"Воры-то уйдут, а как я выйду отсюда? Если захочу вылезти, меня поймают. Подумают, что я вор. Кто поверит, что воры насильно протолкнули меня в окошко?"

Выход подсказали ему сами воры. Внезапно он услышал, что они осторожно постучали в дверь.
- Открой, - прошептал прерывающийся от злости голос, - открой немедленно, а то хуже будет.
"Стучите, стучите, вас услышат и поймают", - подумал Франческо.

И сразу же его осенила новая мысль: нужно поднять шум, разбудить кого-нибудь, поднять тревогу. Тогда все поймут, что он не был заодно с ворами.

Он пересек комнату, натыкаясь в темноте на мебель. Почувствовал пальцами скользкую поверхность витрины, отыскал ручку и открыл окно. Через опущенную штору в комнату ворвался свежий ночной воздух. Франческо закричал и изо всех сил заколотил кулаками по железному листу шторы:
- На помощь! На помощь! Воры! Воры!" [46, с. 47-49].

На основе представленного отрывка можно составить задание для тематической серии "Безопасность" о поведении мальчика в экстремальной ситуации и для серии "Что такое хорошо?" о сохранении честного имени Франческо при сложившихся обстоятельствах. План составления задания подробно представлен в рабочей тетради (РТ2, с. 36).

Кроме того, в рамках этой темы представлены задания, обучающие сбору, хранению и обработке информации, рассмотрены виды картотек и предложено несколько тем для самостоятельного исследования.

"Уроки творчества" в 4 классе

4 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"

Для осуществления перехода к I уровню cложности в рамках первого направления учащимся четвертого года обучения можно предложить творческие задания, содержащие противоречия:

  • "Составь и изобрази противоречие",
  • "Сделай систему идеальнее",
  • "Объясни явление",
  • "Выбери символ для обозначения противоречия",
  • "Собери книгу противоречий",
  • "Подбери как можно больше противоречий к объекту" и др.

Выполнение этих заданий учащимися организуется в совместной (преимущественно между собой) творческой деятельности, в процессе которой используются ранее изученные методы, но объекты, явления и ситуации рассматриваются на основании противоположных взаимодополняющих позиций.

Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание учащихся на смысл противоречия, его построение и роль в процессе решения творческой задачи. Этому способствует выполнение заданий, представленных в темах "Формула противоречия", "Составление противоречия", "Разрешение противоречия", позволяющих перейти от противопоставления признаков объекта (кот или рыжий или белый) к сочетанию противоречивых признаков в каждом объекте (кот и рыжий и белый).

Для организации работы над понятием "противоречие" рекомендуется сделать акцент не на словесном описании противоречия, а на его изображении. В рабочих тетрадях представлено несколько заданий, способствующих уяснению сути этого понятия. Для самостоятельного составления противоречий учащимся необходимо продемонстрировать несколько форм его представления:

и _____, и _____ ;

быть _____, быть _____ ;

должен быть _____, чтобы… и должен быть _____, чтобы…,

если ____, то … и если ____, то ….

Эту работу можно продолжить в коллективной форме, используя материал притчи из "Книги противоречий" [52].

Работа по "Книге противоречий"

Приведем один из вариантов составления книги противоречий учащимися.

Учащимся читается притча: "Пришли двое. И сели они. И говорили о противоречиях. И взял один камень и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту камень? (Учащиеся предложили следующие варианты: твердый - мягкий, гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, драгоценный - обыкновенный и др.) После обсуждения полученных вариантов чтение притчи продолжается.

"..."Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень льдом. И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом". И растаял лед и закипел. И увидел один палку, и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту палка? (Учащиеся предложили следующие варианты: длинная - короткая, прямая - кривая, гладкая - сучковатая, свежая - засохшая и др.)

"..."Пусть будет и прямой и кривой". И оказалась она змеей и уползла в кусты. И упал подле них лист. И сказали друг другу..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту лист? (Варианты учащихся: зеленый - желтый - белый - пестрый, сухой - свежий, большой - маленький, резной - ровный, целый - рваный и др.)

"..."Пусть будет и твоим и моим!" И поднялся ветер и стал кружить лист между обоими.
И собрались люди. И дивились на дела их. И казалось, что все хорошо. И увидели они людей. И ушли в разные стороны. И затаили люди обиду.
И на другой день были те же двое. И вновь говорили о противоречиях. И показал один белый платок и сказал..."

Вопрос к учащимся: Какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту платок? (Белый - не белый, квадратный - прямоугольный - овальный, мягкий - грубый, кружевной - обыкновенный, шелковый - ситцевый и др.)

"..."Пусть будет также и не белым". И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке.
И показал второй на высокую гору и сказал..."

Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту гора? (Учащиеся предложили противопоставления: большая - маленькая, серая - коричневая - зеленая, отвесная - пологая, голая - покрытая лесом и др.)

"..."Пусть будет также и маленькой". И пришел вечер. И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой.
И вновь пришли люди, и опять дивились на дела их. И один среди людей сказал: "Вот эти ушли от нас. Пусть же покажут нам и холодное и горячее. И тогда отпустим их". И все согласились с ним".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали?

"...И ответили двое: "Да будет так". И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это. И увидев это, двое снова ушли в разные стороны.
И снова затаили люди обиду.
И был третий и последний день. И опять пришли. И говорили о противоречиях. А люди уже ждали их. И стоял от них шум. И тогда сказал первый: "Пусть будут громкими и тихими". И пошумели те еще. А потом замолчали выжидающе. И увидели это двое и стали смеяться".

Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему они засмеялись?

"И тогда вышел от людей тот же, что и вчера, и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим".
И ответили те: "Да будет так"".

Вопрос к учащимся: что бы вы показали на их месте?

"...И не случилось ничего. И окружили их. И стали высмеивать.
И тогда сказал первый: "Объединяются люди, чтобы стать сильнее, и не дано измерить, сколько слабости обретают при этом". И сказал второй: "Не будем спасать их от насилия над нами, ибо не дано измерить, сколько злобы рождается от запретов".
И стали люди соображать. Кто быстрее, а кто медленнее..."

Результатом работы над притчей становится книга противоречий, составленная учащимися в рабочих тетрадях.

4 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"

С целью развития основ диалектического мышления у младших школьников в рамках второго направления можно предложить творческие задания, в основе которых лежит противоречивая ситуация:

  • "Задача Пикара";
  • "Вода в космосе";
  • "Изобрази человека будущего";
  • серия "Каким будет завтра природный (технический) мир?";
  • "Задача о снятии гипса";
  • "Задача о краже картины из австрийского музея" и др.

Выполнение этих творческих заданий должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно находили способы разделения противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени, выделяя их из знакомых ситуаций. Поэтому творческая деятельность учащихся осуществляется так, чтобы коллективное обсуждение способов разделения противоречивых свойств объектов сочеталось с индивидуальным переносом этого способа на незнакомое задание.

Выявление способов разрешения противоречий

Рассмотрим этот вариант работы на примере следующей ситуации, предложенной учащимся в рамках темы "Разрешение противоречия" (урок первый): "В древнем Риме с появлением первого транспорта люди стали часто попадать под колеса мчащихся по одной дороге с людьми колесниц. Как вы думаете, каким образом была разрешена эта проблема?"

После обсуждения заданной ситуации можно организовать в групповой форме. В результате самостоятельной работы учащиеся выделяют противоречие: дорога должна быть пешеходной, и дорога должна быть проезжей.

Далее можно коллективно выделить один из способов разделения противоречивых свойств в пространстве и кратко обозначить схемой ТУТ ___, ТАМ___. (Тут пешеходная, там проезжая - тротуар.) Эту работу можно продолжить выделением другого способа разделения во времени и обозначить схемой СНАЧАЛА ____, ПОТОМ ___. (Сначала пешеходная, потом проезжая: регулирование движения.) [31].

Впоследствии учащимся предлагаются задания, в которых эти способы могут применяться самостоятельно.

Индивидуальная работа учащихся организовывается по следующему плану, сопровождающему каждое творческое задание этой темы:

  1. Ответь на вопрос, почему возникла задача?
  2. Сформулируй противоречие.
  3. Сформулируй идеальный конечный результат.
  4. Раздели противоречивые свойства по схеме.
  5. Опиши полученное решение.

Аналогичная работа проводится по выделению других способов разделения противоречивых свойств. Они были обозначены схемами: САМ ____, А ВМЕСТЕ С _____; ТАК____, А НАОБОРОТ ____; САМ ____, А КАЖДАЯ ЧАСТЬ ____.

В результате проделанной работы учащиеся должны научиться создавать субъективно новый продукт путем переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики, определять дальнейшее развитие систем на основе выделения движущих противоречий и способности разрешать их в пространстве и во времени (т.е. решать задачи "завтрашнего дня").

Выделение некоторых приемов разрешения противоречий

Аналогично организовывается коллективная работа по выделению часто встречающихся приемов разрешения противоречий: сделать заранее, "матрешка", "волшебный порошок", изменение агрегатного состояния вещества и другие (тема "Несколько простых приемов" (уроки 1-4)).

Пример использования учащимися метода "матрешки" при разрешении следующей ситуации: "Жестокий и беспощадный властелин велел скульптору запечатлеть себя на века добрым и великодушным. Но скульптор, зная, что правдивое изображение властелина грозит ему смертной казнью, остался жив, показав властелина жестоким будущим поколениям. Как это ему удалось?"

Учащиеся выделили творческую задачу, требующую решения: найти способ изобразить властелина великодушным так, чтобы люди будущих поколений узнали о его жестокости и беспощадности. Полученные варианты отстаивались учениками в коллективном обсуждении. Самым распространенным было решение сделать двойную статую в виде матрешки. Верхний слой, изображающий доброго повелителя, должен быть выполнен из непрочного материала, который со временем разрушится, и повелитель предстанет жестоким и беспощадным.

Для организации самостоятельной работы с помощью этого метода предлагаются шифровки (слово в слове), задача "Вездеход на марсе" и другие задания в рамках темы "Несколько простых приемов" (урок четвертый), а также в последующей теме "Решение задач".

Ведение личной картотеки

В рамках этого направления рекомендуем также организовать работу над заданиями из личной картотеки учащихся. Стимулируя интерес учеников к составлению собственных заданий, следует обратиться к тематикам: русские народные сказки, произведения Дж. Родари, фантастические произведения из учебных пособий по литературному чтению, составление картотеки личной библиотечки, создание новых игр и др. Кроме того, регулярно проводить обсуждение новых достижений науки, доступных в этом возрасте, нравственных и бытовых ситуаций, происходивших с учащимися в урочное и внеурочное время, что также является основой для составления творческих заданий.

4 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"

Для развития основ диалектичности мышления, управляемости воображения в рамках третьего направления можно предложить следующие задания:

  • "Задача о глазах Давида";
  • "Плавающее мыло";
  • "Задача о конвейере";
  • серия задач "Страна несделанных дел";
  • серия задач "Бес природный технический мир" и др., выполнение которых наиболее продуктивно осуществлять в групповой деятельности с последующим индивидуальным и коллективным оцениванием по критериям новизны и уровню применения метода.

Анализ творческих продуктов учащихся в рамках этого направления, показал, что наиболее используемым методом стал ресурсный подход. Именно этим методом предлагали учащиеся решать экологические проблемы третьего тысячелетия. Так, например, при выполнении задания "как сделать парту, не используя природный мир", самым популярным стало решение о переработке старых парт в новые. Аналогичное решение было предложено и в задаче о постройке в Челябинске мусоросжигающего завода. Большинство учащихся предложили вместо сжигания переработку мусора, т.е. ресурсный подход является одним из способов повышения идеальности системы, и при выполнении этих творческих заданий необходимо обратить внимание учащихся на возможности других методов и провести сравнительную характеристику полученных решений.

Особое внимание при выполнении заданий этого направления с помощью ресурсного подхода необходимо обратить на применение идеальных ресурсов; продемонстрировать высокий уровень новизны и степень идеальности полученного решения можно на таких заданиях, как "Плавающее мыло" из серии "Технический мир" и "Взгляд Давида" из серии "Гениальные задачи". В качестве ресурса предлагается пустота.

4 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"

Для обеспечения перехода на I уровень сложности выполнения творческих заданий в рамках четвертого направления включены задания, в которых получение положительного эффекта достигается путем использования отрицательных качеств систем. Например, творческие такие творческие задания:

  • "Обрати вред в пользу!";
  • "Задача о предотвращении отравления таблетками";
  • "Задача об амазонской рыбе";
  • "Задача о Терсите";
  • "Задача о постановке оперы "Руслан и Людмила"";
  • "Подарок для Аэлиты";
  • "Сделай системы идеальнее" и др.

В основе решения каждой задачи лежит противоречие, поэтому творческая деятельность учащихся организовывается по плану, разработанному в ходе выполнения заданий, ориентированных на создание нового.

Задания на прием "Обрати вред в пользу!"

Задания "Обрати вред в пользу!" содержат проблемы, которые возникают непосредственно у учащихся при взаимодействии с техническими системами: ухудшение зрения при работе с компьютером, просмотре телевизора, нарушение осанки при работе за столом, клякса в тетради и т.п., а также ситуации, возникшие в результате негативных взаимоотношений людей: ссоры с друзьями, плохие отметки в школе, непонимание со стороны родителей. Их выполнение предполагает использование отрицательного качества как ресурса для получения положительного результата.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕШЕНИЯ

К концу четвертого класса учащиеся, накопив опыт выполнения творческих заданий различных направлений, должны уметь определять уровень решения в зависимости от степени их сложности (табл. 5).

Таблица 5. Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов

Типы заданий

Методы творчества

 

III уровень

II уровень

I уровень

Познание

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Дихотомия

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Законы развития систем

Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Создание

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Преобразование

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени

Использование в новом качестве

Перебор вариантов Метод контрольных вопросов Метод фокальных объектов Морфологический анализ Синектика

Моделирование Преодоление психологической инерции Системный оператор Ресурсный подход Приемы типового фантазирования Законы развития систем

Адаптированный алгоритм решения изобретательских задач Типовые приемы разрешения противоречия Приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени


Источник: http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Технологии образования особенности развития Как сделать рамками а4 по госту для word

Самостоятельное решение новых задач это метод Метод кейсов (case study) Образование в области
Самостоятельное решение новых задач это метод 2.2. Формы и методы обучения
Самостоятельное решение новых задач это метод Экспертные системы
Самостоятельное решение новых задач это метод Нефть Википедия
Самостоятельное решение новых задач это метод Открытый урок
Самостоятельное решение новых задач это метод ВКМ Online
Самостоятельное решение новых задач это метод 1С:Вопросы и ответы Как начислить отпускные в 1С
Самостоятельное решение новых задач это метод Банкетные карточки своими руками Страна Мастеров
Самостоятельное решение новых задач это метод Более 25 лучших идей на тему «Кукольная обувь» на Pinterest
Букет из денег своими руками Делаем куклу сами Делаем правильную презентацию на компьютере Ива из бисера своими руками. Мастер-класс - ива из Как разводить Цефтриаксон

Похожие новости