Самостоятельное изучение журналистики

самостоятельное изучение журналистики Брянский государственный университет

Имени академика И.Г. Петровского

Кафедра журналистики

Планы практических занятий по дисциплине

«ЖАНРЫ В СМИ»

для студентов 1 курса

автор-составитель доцент Чернявская Е.А.

Брянск 2011

Практическое занятие № 1

Теория и методика журналистского творчества

  1. Предмет и задачи курса.
  2. Теория и методика журналистского творчества.
  3. Понятие о тексте, его признаках. Его структура и композиция. Способы построения журналистского текста.
  4. Понятийное и образное в журналистских текстах.
  5. Отличие журналистского текста от художественного. Журналистский текст как средство массовой коммуникации, его функции (Основы творческой деятельности журналиста. - //Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000).
  6. Влияние типоформирующих характеристик (учредитель, аудитория, тираж, источники информации, оперативность, размер публикации, достоверность, стиль общения с читателями пр.) издания на журналистский текст.

Задания:

  1. Каждому студенту подобрать один художественный и один журналистский текст на одну тему (политика, природа, образование, жизненные проблемы и пр.), проанализировать, выявив отличительные признаки журналистского текста.
  2. Подобрать примеры публикаций об одном и том же, актуальном на этой неделе событии, размещённые в изданиях разных типов печатных и электронных СМИ.

Литература:

  1. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 8 – 12, 36 – 45, 69 – 74.
  2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2005. – С. 5 – 13.
  3. Основы творческой деятельности журналиста. - //Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 95 – 125.
  4. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 6 – 14.
  5. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 66 – 91.
  6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2003. – С.297 – 306.
  7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 3 – 9.
  8. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 9 – 26.

Практическое занятие № 2

Жанровая специфика современной журналистики

1. Общая система СМИ в России и мире.

2. Основные жанрообразующие факторы, их роль в формировании жанров.

3. Образование жанров и «жанровых имён».

4. Система жанров по различным классификациям.

5. Анализ универсальных жанров и специфических для каждой подсистемы журналистики.

Задания:

1. Проанализировать один номер любого журнала или любой газеты. Определить основные типы жанров (информационные, аналитические, художественно-публицистические) всех публикаций. Установить количественное и процентное соотношение материалов разных жанров.

2. Принести на занятие телепрограмму, проанализировать, из каких жанров строится эфирная сетка вещания.

3. Найти и принести на занятие примеры текстов, в которых можно обнаружить образные компоненты, отметить части композиции текста.

Литература:

  1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2001. – С. 31 – 73, 127 – 130.
  2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 104 – 107.
  3. Основы творческой деятельности журналиста. - //Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 125 – 168.
  4. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 14 – 38.
  5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 43 – 53.
  6. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 262 – 291.

Практическое занятие № 3

Предмет отображения в журналистике и методы его познания и отображения

1. Виды предметов отображения в журналистике, методы познания (события, процесс, ситуация, личность).

2. Виды журналистского анализа окружающей действительности.

3. Способы подачи предмета отображения в материале.

Задание:

1. Каждому студенту на занятие принести печатные публикации или тексты, опубликованные в интернете, иллюстрирующие все типы журналистского анализа:

1. политический анализ,

2. экономический анализ,

3. экологический,

4. юридический,

5. военный,

6. спортивный,

7. искусствоведческий,

8. исторический,

9. нравственный,

10. социологический,

11. статистический,

12. психологический,

13. художественный.

2. Определить тип предмета отображения в приведённых публикациях (источник: http://www.lenta.ru/ 24.02.11) к каждому примеру самостоятельно привести подобные.

1) Помощница судьи Данилкина прошла тестирование на детекторе лжи

Помощница председателя Хамовнического суда Москвы Виктора Данилкина, рассказавшая о нарушениях при вынесении приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, прошла проверку на детекторе лжи. Наталья Васильева заявила, что дала свое интервью добровольно и безвозмездно. Полиграф показал, что она говорит правду.

2) Госбанк пришел в столицу

Завершилась многомесячная история с продажей Банка Москвы

Госбанк ВТБ в конце февраля 2011 года добился своего и получил долю правительства столицы в Банке Москвы без конкурса. За то, чтобы оторваться от своих конкурентов и стать хотя бы номинальным конкурентом Сбербанка за звание крупнейшей финансовой организации страны, ВТБ заплатил 103 миллиарда рублей. Теперь ВТБ ждет изнурительная борьба с миноритариями за управление активом.

3) Боевики вырвались из окружения в Приэльбрусье

Боевики, обнаруженные в Приэльбрусье, вырвались из зоны оцепления. Об этом "Интерфаксу" сообщил источник в правоохранительных органах Кабардино-Балкарии.

Район поисков боевиков расширен.

Как сообщалось ранее, в ходе боя 22 февраля один военнослужащий внутренних войск погиб, пятеро получили ранения. Тел боевиков обнаружено не было. Судя по следам крови на снегу, двое преступников, вероятно, ранены.

Поступали сообщения, согласно которым трое боевиков были убиты.

По данным источника агентства, в банду, обнаруженную в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, могли входить от восьми до десяти человек. "Мы практически не сомневаемся, что эти бандиты причастны к нападению на московских туристов, которое было совершено в Приэльбрусье", - заявил собеседник агентства.

Нападение на автобус с туристами из Москвы произошло 18 февраля на въезде в селение Заюково в Баксанском районе Кабардино-Балкарии. Погибли три человека. В ходе поисков нападавших 22 февраля в Эльбрусском районе был замечен подозрительный мужчина, который скрылся в лесу. "Бойцы спецподразделений начали его преследовать, однако были встречены мощным огнем", - рассказал собеседник "Интерфакса".

Бой продолжался до темноты, а утром 23 февраля место, где предположительно находились боевики, обстреляли из минометов. Для осмотра местности применялись вертолеты. В лесу была обнаружена хорошо замаскированная база боевиков с припасами и оружием.

4) В Волгограде начался митинг в поддержку уволенного мэра

В центре Волгограда начался митинг в поддержку мэра города Романа Гребенникова, которого отправил в отставку губернатор Анатолий Бровко. Об этом сообщает местное интернет-издание V1. На пересечении Аллеи Героев и проспекта Ленина уже собралось около 600 человек, и, по словам организаторов, люди продолжают подходить. Организаторы утверждают, что мероприятие согласовано.

5) ЕС подготовил санкции против Ливии

Правительства стран-членов ЕС согласились разработать санкции в отношении Ливии, где продолжается жестокое подавление акций протеста. На принятии карательных мер настаивали Париж и Берлин, предложившие ввести эмбарго на поставки оружия, заморозить активы руководителей страны, а также ввести ограничения на их въезд в ЕС.

6) Косоглазый опоссум Хайди напророчила "Оскар" Натали Портман

Косоглазая самка опоссума по кличке Хайди, обитательница зоопарка в Лейпциге, сделала свой первый прогноз итогов вручения "Оскаров". Она предсказала результаты вручения награды в номинации "Актриса года". Хайди считает, что приз достанется Натали Портман, сыгравшей балерину в "Черном лебеде".

7) Ученые нашли "ходячий кактус" кембрийских морей

Ученые обнаружили останки существа, прозванного "ходячий кактус", которое, вероятно, было прямым предком современных членистоногих. Животное, обитавшее на Земле около 520 миллионов лет назад, обладало червеобразным телом и десятью парами ног, имеющих суставы и покрытых прочной хитиновой броней.

Литература:

- Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 13 – 24.

- Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 165 – 226.

- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2003. – С.297 – 306.

- Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 9 – 26.

- Основы творческой деятельности журналиста. - //Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 59 – 79, 95 – 114.

Практическое занятие № 4

Целевые установки и методы исследования

  1. Целевые установки журналиста и редакции.
  2. Методы исследования окружающей действительности (эмпирические, теоретические, художественно-публицистический).

Задание:

1. Подобрать по 3 публикации, в которых описаны разные предметы отображения (событие, человек, проблема), определить целевые установки журналиста или редакции.

2. Сопоставить, как освещается одна и та же актуальная на этой недели новость на разных ТВ каналах.

3. Используя один из методов исследования, напишите текст (эссе) на одну из предложенных тем:

«Трудно ли учиться в вузе?»

«Каков он, современный студент БГУ?»

«Чем первый курс этого года отличается от старших курсов?»

«Что ждать студенту в БГУ?»

«Права и обязанности студента»

«Типичный студент БГУ»

«Самый необычный студент БГУ»

При написании можно использовать методы интервью, наблюдения, эксперимента, а также формально-логический и содержательно-логический методы. Материал оформите на отдельном листе, под текстом укажите, какой из методов был ведущим при подготовке материала.

4. Придумать тему и разработать программу журналистского эксперимента.

Литература:

1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 282 – 308.

2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 13 – 50.

3. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 246 – 262.

4. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 9 – 64.

Практическое занятие № 5

Информационные жанры. Факт как основа журналистского произведения

1. Факт как основа журналистского произведения. Типы фактов (обыденные, эмпирические, теоретические), их соотношение в материале.

2. Принципы работы с фактическим материалом: систематизация и группировка фактов по специфике отражаемых явлений (по способам фиксирования, по типам описания, по уровню обобщенности). Связи факта с другими фактами. Факт и авторское мнение, идея произведения. Оценка и интерпретация факта.

3. Понятие о новости. Признаки новостей. Сенсация.

4. Понятие об информационном поводе (Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами. – М., 2004).

Задание:

1. Проанализируйте новостную ленту информационного агентства или номер печатного издания и приведите примеры разных информационных поводов для опубликования какого-либо материала.

2. Подумайте, что непосредственно в сегодняшнем дне может стать информационным поводом рассказать о чём-то необычном, о чём-то новом, о чём-то забытом.

Литература:

  1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 110 – 191, 309 – 343, 372 - 376.
  2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 47 – 60, 107 - 115.
  3. Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами. – М., 2004. – С. 51 – 97.
  4. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 9 – 64.

Практическое занятие № 6

Информационные жанры. Жанровая структура заметки. Блиц-портрет

1. Типы информации и жанровые виды заметок.

2. Требования к написанию заметок.

3. Хроника, расширенная информация. Колонка новостей.

4. Характеристика жанра мини-рецензии.

5. Самостоятельная работа на занятии: а) написание заметок с разными типами информации; б) написание мини-рецензии на опубликованный материал, предложенный преподавателем.

Задания:

1. Проанализировав приведённые в пособии А.А. Тертычного примеры, на основе реальных событий города, вуза, факультета написать на отдельном листе ряд заметок, соответствующих требованиям:

А) заметка, содержащая фактологическую информацию,

Б) заметка, содержащая вероятностную информацию,

В) заметка, содержащая превентивную информацию,

Г) заметка, содержащая нормативную информацию.

2. Принести на занятие подборку-колонку новостей из одного номера любого периодического издания. Проанализировать тематику, определить степень актуальности, охарактеризовать структуру новостной колонки.

3. Накануне занятия посмотреть выпуск новостей любого канала, записать в какой последовательности были рассмотрены темы, сравнить, совпадает ли это с подходом выбранного Вами периодического печатного издания.

4. На отдельном листе напишите мини-рецензию на любое литературное или музыкальное произведение, фильм или спектакль.

Литература:

  1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 110 – 191, 309 – 343, 372 - 376.
  2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 110 – 116.

3. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 202 – 216.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 53 – 77.

  1. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 64 – 83.

Практическое занятие № 7

Информационные жанры.

  1. Информационная корреспонденция. Разные подходы к месту этого жанра в классификации.
  2. Информационный отчёт.
  3. Блиц-портрет как журналистский жанр.
  4. Жанр некролога. Тестирование по изученному материалу.
  5. Игра «Лид дня»: на основе пятиминутного анализа первой полосы газеты, предложенной преподавателем, составить лид дня (не более 10 слов), в котором должен быть отражен смысл важнейших событий.

Тестирование по изученным темам.

Задание:

На отдельном листе напишите блиц-портрет любого студента группы или преподавателя факультета.

Литература:

  1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 110 – 191, 309 – 343, 372 - 376.
  2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 128 – 130, 131 – 135.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 53 – 81, 82 – 83, 89 – 93.

Практическое занятие № 8

Информационные жанры. Жанр «вопрос-ответ», блиц – опрос.

Информационное интервью.

1. Характеристика жанров «блиц-опрос» и «вопрос-ответ».

2. Этапы и особенности подготовки информационного интервью. Модели и виды интервью.

3. Невербальное и конституционное общение.

4. Деловая игра: а) портрет в диалоге; б) взаимные презентации (по: Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004).

Задания:

1. Каждому студенту провести в группе блиц-опрос, выбрав самостоятельно тему, актуальную либо с точки зрения времени, либо с точки зрения студенческих интересов. Проанализировать полученные результаты.

Литература:

  1. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб, 2006. – С. 74 – 120.

2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 124 – 128.

3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 74 – 94.

4. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 168 – 189.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 81 – 82.

6. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 326 – 341.

  1. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 64 – 83.

Практическое занятие № 9

Информационные жанры. Особенности композиции и языка репортажа.

Правила составления пресс-релизов

1. Жанр пресс-релиза, основные требования. Особенности структуры. Рассылка пресс-релиза. Утечка информации.

2. Работа над репортажем. Особенности жанра.

3. Редактирование новостных материалов.

4. Деловая игра. На основе пресс-релизов УВД составьте заметки для газеты «По горячим следам», придумав собственные заголовки и «поворотные ходы» в сюжете.

Задания:

Выбрать в газете или журнале репортаж, письменно как можно подробнее охарактеризовать публикацию. Свой анализ вместе с копией или вырезкой репортажа сдать на проверку.

Вопросы для анализа:

1) информационный повод для написания материала,

2) предмет отображения в публикации,

3) композиция текста,

4) языковые средства, позволяющие создать «эффект присутствия»,

5) авторские оценки и способы воздействия на читателя,

6) глубина освоения темы (степень подготовленности журналиста), широта созданной в публикации «картины»,

7) степень информативности, оперативности, увлекательности, актуальности,

8) достоинства и недостатки материала.

Литература:

1. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 119 – 124.

2. Назайкин А.Н. Как манипулировать журналистами. – М., 2004. – С. 97 – 141.

3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 253 – 276.

4. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 142 – 168.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 85 – 89.

6. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 315 – 326.

Практическое занятие № 10

Аналитические жанры. Общее отличие аналитических жанров от информационных.

1. Аналитические жанры. Общее отличие аналитических жанров от информационных. Социальные проблемы, ситуации, конфликты в аналитических жанрах.

2. Комментарий как общий композиционный и стилистический приём аналитических жанров. Образ автора.

3. Характеристика аналитического отчёта.

4. Характеристика аналитической корреспонденции.

5. Характеристика социологического резюме, анкеты, рейтинга, мониторинга.

6. Аналитические жанры: обзор СМИ, прогноз, версия, эссе, письмо, исповедь, рекомендация.

Задания:

1. Написать аналитическое эссе на тему «Актуальная проблема сегодняшнего дня» (конкретную проблему самостоятельно определяет студент)

2. Выбрать в газете или журнале и принести на занятие пример мониторинга или резюме.

Литература:

1. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 124 – 142.

2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 93 – 241.

3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 192 – 194.

Практическое занятие № 11

Аналитические жанры. Жанры опроса, беседы, аналитического интервью.

  • Жанры опроса, беседы.
  • Характеристика аналитического интервью. Отличия от информационного интервью.

Задания:

Каждому студенту выбрать в газете или журнале пример интервью. На отдельном листе письменно как можно подробнее охарактеризовать это интервью, сдать вместе с копией или вырезкой материала. Примерные вопросы для характеристики:

1. информационный повод,

2. тип - аналитическое или информационное,

3. композиция текста публикации,

4. типы вопросов (основные и контактоустанавливающие), их соотношение и эффективность,

5. языковые особенности публикации,

6. выражено ли авторское отношение к герою публикации и т.д.

Литература:

1. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб, 2006. – С. 7 – 120.

2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 124 – 128.

3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 74 – 94.

4. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 168 – 190.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 93 – 241.

6. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 192 – 194.

Практическое занятие № 12

Характеристика жанра статьи. Место в классификации. Типы статей.

  1. Характеристика жанра статьи. Место в классификации по мнению разных исследователей.
  2. Типы статей.
  3. Понятие о редакторской колонке. Колумнистика.
  4. Жанровые особенности обозрения.

Задания:

1. Каждому студенту выбрать в газете или журнале пример статьи. На отдельном листе письменно как можно подробнее охарактеризовать статью, определив особенности, сдать вместе с копией или вырезкой материала.

2. Принести на занятие издания, в которых есть постоянная колонка редактора (например, журналы «Форум», «Точка», «Русский репортёр») Рассмотреть принципы построения материала, охарактеризовать тематику, периодичность выхода, языковые особенности и пр.

Литература:

a. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 192 – 194, 377 – 380.

b. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 135 – 142.

c. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 190 – 202, 216 - 221.

d. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 93 – 240.

e. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 341 – 366.

Практическое занятие № 13

Жанр рецензии. Журналистское расследование

  1. Жанр рецензии в критике и журналистике. Различные подходы к классификации.
  2. Журналистское расследование на страницах печати и на телевидении. Этапы подготовки и проведения.

Задания:

i. Подготовить сообщение о журналистском расследовании как отдельном жанре, привести пример журналистского расследования.

ii. Подобрать публикации в жанре журналистского расследования.

iii. Подобрать публикации в жанре рецензии на разные информационные продукты.

iv. Самостоятельно написать рецензию на книгу.

Литература:

1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 192 – 194, 377 – 380.

2. Мельник Г.С., Теляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 142.

3. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – Великий Новгород; Санкт-Петербург. – 1999. – С. 122 – 152.

4. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 202 – 216.

5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 93 – 240.

Практическое занятие № 14

Художественно-публицистическое жанры. Система художественно-публицистических жанров на основе разных классификаций

1. Художественно-публицистическое жанры. Система художественно-публицистических жанров на основе разных классификаций.

2. Близость к литературе и журналистике. Понятие о публицистике. Актуальные темы современной публицистики

3. Индивидуальные сообщения о писателях-публицистах.

Задания:

1. Подготовить сообщение о публицистической деятельности одного из русских писателей или о современном публицисте.

2. Найти примеры в прессе публицистических выступлений. Охарактеризовать тематику, композиционные и языковые особенности.

Литература:

1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 194 – 197, 206 – 281, 344 – 355, 381 – 387.

2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 142 - 154.

3. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 221 – 224.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 249 – 314.

Практическое занятие № 15

Очерк, его разновидности.

1. Очерк, его разновидности. Специфика жанра.

2. Особенности работы над очерком (деталь, пейзаж, психологизм).

3. Известные журналисты-очеркисты.

Задания:

a. Каждому студенту выбрать в газете или журнале пример очерка. На отдельном листе письменно как можно подробнее охарактеризовать этот очерк, отметив, что, на ваш взгляд, можно считать наиболее удачным. Подумать, как ещё можно было «решить» эту тему. Сдать вместе с копией или вырезкой материала.

b. Подготовить сообщение о современном очеркисте.

Литература:

1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 194 – 197, 206 – 281, 344 – 355, 381 – 387.

2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 144 - 150.

3. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 224 – 228.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 249 – 268.

Практическое занятие № 16

Другие жанры художественно-публицистическое жанры.

Фельетон, его история и особенности. Эссе.

1. Другие художественно-публицистические жанры по классификации А.Тертычного.

2. Фельетон, его история и особенности. Жанровые черты. Особенности построения фельетона.

3. Эссе как художественно-публицистический жанр.

4. Другие художественно-публицистические жанры.

5. Контрольное тестирование.

Задания:

Каждому студенту подобрать пример фельетона. Охарактеризовать его особенности. Можно использовать как материалы журналистов, так и произведения в жанре фельетона А. Аверченко, М. Зощенко и др.

Напишите эссе, использовав одно из предложенных высказываний в качестве прецедентного текста:

А) «Первая составная таланта – способность остро чувствовать боль» (Л. Жуховицкий),

Б) «Говорят, писатель сначала должен интересно жить, а потом уже сможет интересно писать» (Л.Графова,)

В) «Кто умеет в творчестве своё вычеркивать, тот далеко пойдёт» (Ф. Достоевский)

Г) «Для того, чтобы стать мастером своего дела, надо для начала это дело изучить» (А.Аграновский).

Литература:

1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004. – С. 194 – 197, 206 – 281, 344 – 355, 381 – 387.

2. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004. – С. 144 - 154.

3. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Саввова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2006. – С. 248 – 287.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 268 – 314.

Практическое занятие № 17

Система жанров радиожурналистики. Принцип организации теле- и радиовыступлений.

1. Система жанров радиожурналистики.

2. Информационные жанры радиожурналистики (новости на радио). Композиционная структура.

3. Особенности радиоречи.

Задания:

Проанализировать структуру выпуска новостей на радио, отметить особенности языка и композиции.

Литература:

  1. Зарва М. Слово в эфире. – М., 1977.
  2. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. – М., 2009. – С. 12 – 110.
  3. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 105 – 132.

Практическое занятие № 18

Аналитические жанры. Документально-художественные жанры радиожурналистики

1. Аналитические жанры (комментарий, обозрение, радиобеседа).

2. Документально-художественные жанры радиожурналистики (радиокомпозиция).

Задания:

Придумать темы, которые, на ваш взгляд. Являются на сегодня актуальнами.

Литература:

1. Зарва М. Слово в эфире. – М., 1977.

2. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. – М., 2009. – С. 110 – 271.

3. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С.

Практическое занятие № 19

Система жанров тележурналистики.

1. Система жанров телевидения.

2. Информационные жанры телевидения (видеосюжет).

3. Аналитические жанры (комментарий и обозрение).

4. Жанры художественной публицистики (очерк).

Задания:

1. Проанализировать структуру новостного выпуска на 3-4 российских телеканалах, сравнить порядок следования новостей, форму подачи.

2. Попробуйте самостоятельно написать сценарий телесюжета на любую интересующую вас тему, разделив лист на две части, указывая текст автора и слова героев материала, а на другой половине то, что зритель увидит на экране.

Литература:

  1. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.
  2. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. – М., 2009. – С. 110 – 271.
  3. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 226 – 234.
  4. Фихтелиус Эрик. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999. – С. 84 – 142.

Практическое занятие № 20

Телеигра и ток-шоу как новые жанры ТВ.

1. Жанр игры в журналистике. Особенности телеигр.

2. Понятие о ток-шоу. Реалити-шоу, причины популярности. Взаимодействие ведущего и героев: театрализация или импровизация.

3. Ролевая игра.

Литература:

1. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.

2. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. – М., 2009. – С. 110 – 271.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2006. – С. 309 – 314.

4. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. – М., 2004. – С. 366 – 397.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Межпредметные связи изучаемой дисциплины Современные подходы к понятию жанр. Жанр или текст? Образование жанров и «жанровые имена». История появления терминосистемы. Понятие о процессе познания. Механизмы и особенности. Журналистика и реальное знание.   Соотношение личных, профессиональных. Корпоративных интересов журналиста и национальных интересов. Создание материалов разных жанров и целевая аудитории.   Сюжетные узлы в журналистике. Феномен времени. Объективное и субъективное в журналистике. Время, пространство. Журналистские специальности. Представление о ньюсмейкерах. Психологические барьеры в процессе общения. Психотехнологии в журналистском общении, способы воздействия на собеседника. Соблазны комментария. Личность журналиста в его публикациях. Стадии создания произведения: формирование замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала. Основы художественно-публицистической журналистики. Общее и различное в печатной и электронной прессе. Разговорная речь и язык радио. Особенности структуры радиоречи. Лиричность радиопередач и языковое своеобразие выступлений у микрофона. Проблемы какофонии и эвфонии в радиоречи. Имидж журналиста. Управление имиджем.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:

  1. Предмет и задачи курса «Жанры в периодической печати».
  2. Основы журналистского творчества. Виды анализа социальной действительности.
  3. Текст, его структура и композиция. Способы построения журналистского текста.
  4. Понятийное и образное в журналистских текстах.
  5. Общее понятие жанра в журналистике, основные жанрообразующие факторы.
  6. Способы отражения действительности и целевые установки.
  7. Типы предмета отображения (события, процесс, ситуация, личность).
  8. Методы исследования предмета отображения (эмпирические, теоретические, художественно-публицистический). Особенности, разновидности.
  9. Способы подачи предмета отображения в материале.
  10. Сопоставительная характеристика различных классификаций жанров (Классификации А.Тертычного, В.Третьякова, Л.Кройчика и др.).
  11. Общая характеристика информационных жанров.
  12. Факт как основа журналистского произведения.
  13. Понятие информационного повода. Что такое «новость»? Особенности «новостных» материалов.
  14. Характеристика жанра заметки. Типы информации и жанровые виды заметки.
  15. Структура заметки. Основные требования к материалу, написанному в этом жанре.
  16. Информационная корреспонденция и информационный отчёт. Общее и различное.
  17. Информационное интервью. Этапы подготовки, приёмы, требования.

18. Характеристика жанра репортажа. Особенности композиции и языка.

19. Характеристика жанров «блиц-опрос» и «вопрос-ответ». Характеристика жанра некролога.

20. Общее отличие аналитических жанров от информационных.

21. Характеристика аналитического отчёта. Характеристика аналитической корреспонденции.

22. Характеристика аналитического опроса. Жанры аналитического интервью и беседы.

23. Социологическое резюме, анкета, рейтинг, мониторинг.

24. Жанровые особенности статьи. Место этого жанра в рамках разных классификаций.

  1. Жанровые особенности рецензии. Жаровые особенности обозрения.
  2. Журналистское расследование. Особенности подготовки и проведения.
  3. Основные художественно-публицистические жанры в рамках разных классификаций.
  4. Жанровые особенности жанра очерка. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика (См. пособие Кима М.Н.).
  5. Разновидности очерка. Охарактеризовать, приводя конкретные примеры.
  6. Особенности изображения человека в разных видах очерка. Понятие о психологизме.
  7. История и особенности жанра фельетона.
  8. Литературно-художественные жанры, определённые А.Тертычным:

1. памфлет,

2. пародия,

3. сатирический комментарий,

4. житейская история,

5. легенда.

33. Литературно-художественные жанры, определённые А.Тертычным:

1. эпиграф,

2. эпитафия,

3. анекдот,

4. шутка,

5. игра.

34. Литературно-художественные жанры, выделенные в пособии Смелковой З.С.:

1) Эссе и его жанровые разновидности,

2) слово.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СПРАВОК

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

Информационные жанры.

4.Хроника – факт без подробностей.

5.Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности.

· Событийная заметка (информация) – фактологическое описание.

· Анонс – заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах.

· Аннотация – предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи).

· Мини-рецензия – представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.).

· Блиц-портрет – содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история – предмет отображения – какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

· Мини-совет – обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

6.Информационное интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.

· Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал.

Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

· Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

· Информационное обозрение – важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

· Информационный репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

· Блиц-опрос – симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

· Некролог – это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

· Информационная корреспонденция – отличается от заметки бо­лее детальным и более широким освещением предмета.

Аналитические жанры

1) Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей.

2) Аналитическая корреспонденция. Содер­жит в себе сообщение о событии, явлении и его истолкование.

3) Аналитическое интервью.

4) Аналитический опрос.

5) Беседа. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста.

6) Комментарий. Цели:

· направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;

· ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события;

· формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия;

· обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

7) Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них).

8) Анкета. Анализ анкеты.

9) Мониторинг. «Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности.

10) Рейтинг. Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку.

11) Рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

12) Статья – жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей.

· Общеисследовательская статья – общезначимые, широкие вопросы.

· Практико-аналитическая статья – актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов.

· Полемическая статья – спор.

13) Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

14) Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

15) Обзор СМИ.

16) Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события.

17) Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами). Публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

18) Эксперимент. Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

19) Письмо.

20) Исповедь. Предметом является внутренний мир авторов этих публи­каций.

21) Рекомендация. Качества аналитических этот тип публикаций обретает в результате «раз­вертывания» предписаний, советов (увеличения их объема), со­держащихся в публикации, их обоснования, аргументации, установления причинно-следственных связей, оценочных и про­гностических суждений.

22) Аналитический пресс-релиз. Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ.

Художественно-публицистические жанры.

1.В очерке факты преломляются в свете личности автора.

· Портретный очерк.

· Проблемный очерк.

· Путевой очерк.

2. Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения.

3. Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

4. Политический портрет – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей.

5.Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
1. Политические, 2. Экономические, 3. Литературные, 4. Публицистические. Др.
6. Пародия. Предметом могут быть действия общественных, государственных деятелей, политиков, какие-то народные традиции, творческая ма­нера каких-либо артистов, писателей, произведения литературы, способ мышления, особенности языка, внешности известных лич­ностей и т.д.

7. Сатирический комментарий. Похож на аналитический, только здесь другая цель – высмеять тот феномен, к которому было привлечено внимание автора.

8. Житейская история – описываются некие эпизоды из жизни людей, их поступки, раз­личные ситуации, коллизии, т.е. все то, что может быть обозначе­но как «бытие человека».

9. Легенда.

10. Эпиграф. Краткое, афористичное художествен­ное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе, и выступает в качестве эпиграфа.

11. Эпитафия. Выступает как напоми­нание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте.

12. Анекдот.

13Шутка.

14. Игра. Автор игры обычно полностью выдумывает ее сюжет, прави­ла, разрабатывает различные ситуации, проблемы, которые пред­лагается разрешить читателям таких произведений.

2) Классификация Л.Е.Кройчика:

1. оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

2. оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

3. исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4. исследовательские — статья, письмо, обозрение;

5. исследовательско - образные (художественно-публицистические) очерк, эссе, фельетон, памфлет.


Источник: http://studopedia.org/10-187675.html

Закрыть ... [X]

Введение в теорию журналистики: Глава 1. Предмет, структура и Как сделать крылышки как барбекю

Самостоятельное изучение журналистики История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х
Самостоятельное изучение журналистики Социология журналистики - Институт Журналистики БГУ
Самостоятельное изучение журналистики Отзывы студентов и партнеров - Школа журналистики
Самостоятельное изучение журналистики Основы теории журналистики
Самостоятельное изучение журналистики Журналистика Википедия
Самостоятельное изучение журналистики 1000 выкроек игрушек - делаем своими руками
Самостоятельное изучение журналистики 17 удачных планировок ванной комнаты
Самостоятельное изучение журналистики В мультиварке, Блюда из курицы, рецепты с фото на RussianFood
Галерея Страна Мастеров Жёлтый туман сказка читать онлайн Как поменять язык в Spin Tires 2014 Как сделать двуспальную кровать своими руками - проект, чертежи Канапе на праздничный стол, 24 рецепта с фото. Как сделать Ландшафтный дизайн дачного участка в фото примерах Обработка послеоперационных швов