Литература организации самостоятельной работы


  1. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т.Хрущева. М., 2001.

  2. Экономическая география России / Под ред. В.И.Видяпина. М., 1999, 2000.

  3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М., 1999.

  4. Социально-экономическая география стран нового зарубежья / Под ред. М.П. Ратановой. М., 2004.

  5. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга 1,2. М., 2003.

  6. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира. М., 2000.

  7. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. Б.С. Лаврова, Н.В. Каледина. М., 2002.

  8. Экономическая и социальная география мира / Под ред. В.В. Вольского. М., 2002.

  9. Родионова И.А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине ХХ века. М., 2002.

  10. Дмитревский Ю. Д. Туристские районы мира. Смоленск, 2000.

  11. Страны мира. Ежегодный справочник.

^ IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

4.1. Экономическая теория

I. ВЕдение

Роль курсовой работы в самостоятельном изучении экономической теории.

Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов над изучением данной учебной дисциплины (учебного курса). В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными экономическими проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества (страны, мирового хозяйства) делать на основе этого правильные научно обоснованные теоретические и практические выводы.

Студенты, выполняя курсовую, приобретают опыт работы с всевозможной литературой, умение находить в них главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учатся логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и - что особенно важно - творчески применять экономическую теорию, связывая общие теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития рыночных отношений в России, профилем института и своей будущей специальности.

В процессе подготовки курсовой с помощью библиографических каталогов приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составление таблиц, диаграмм. Все это не только расширяет и углубляет знания по курсу экономической теории, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.

Выполняя курсовые работы и, особенно защищая их, студенты приобретают необходимое умение в подготовке выступлений и докладов на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных студенческих конференциях.

^ II. Порядок работы студента и требования, предъявляемые к курсовым работам

Успешное выполнение курсовой работы во многим зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

А. ^ Основные этапы работы студента над курсовой работой.

I - й этап - выбор темы;

II -й этап - подготовка к написанию курсовой работы (составление списка литературы и первоначального варианта плана курсовой работы);

Ш-й этап - работа с подобранной литературой (составление выписок и конспектов прочитанного) уточнение плана курсовой работы;

IV-й этап - написание текста курсовой работы и заключения;

V- й этап - разработка приложения;

VI-й этап - оформление курсовой работы в целом;

VII-й этап - подготовка к защите и защита.

Б. ^ Основные требования, предъявляемые к курсовой работе.

1. В течение первого месяца семестра, в котором выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или при помощи
преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, из списка, предложенного кафедрой (см. Приложение №1), выбрать тему для своей будущей курсовой работы.

Тема курсовой может быть названа студентом помимо предложенного списка, но она обязательно должна быть согласована с преподавателем - научным руководителем. Игнорирование данного требования может привести к возврату выполненной курсовой работы, без ее рецензирования.

2. Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников или учебных пособий. В списке использованной литературы должно быть не менее 8-10 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников и учебных пособий, официальных документов).

3. Курсовая работа обязательно должна иметь план, включающий: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, в ряде случаев - приложение.


  1. Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат:
    сноски, ссылки, список использованной литературы.

  2. Текст работы должен иметь характер самостоятельного изложения в
    соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное
    переписывание материалов из того или иного источника.

  3. Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Однако
    литература организации самостоятельной работы нельзя принимать от студента работу на нескольких страницах. Минимальный
    объем 25-30 страниц, а максимальный не свыше 50 страниц, написанных от
    руки на стандартных листах для машинописи.

Остановимся поподробнее на некоторых из перечисленных требований:

^ 1). Выбор темы курсовой работы и составление ее плана.

Важным этапом самостоятельной работы студента над курсовой является выбор темы и составление ее плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняемой работы. Нередки случаи, когда студент выбирает ту тему, которая показалась ему более легкой, или ту, по которой у него имеется необходимая литература, при этом забывает о цели курсовой - углубленном изучении наиболее важных и сложных проблем экономической теории, имеющих непосредственное отношение и к нашей экономической действительности.

Для того, чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студент, вначале следует внимательно просмотреть соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний. После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент самостоятельно или же опять с помощью научного руководителя приступит к подбору необходимой основной или дополнительной литературы по теме.

^ Основная литература - это учебная литература (учебники, учебные пособия), официальные документы.

Дополнительная литература - это монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке. Важно привлечь более широкий круг дополнительной литературы, в том числе и на иностранных языках, т.к. от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.

Подобранную литературу надо вначале просмотреть и составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

2). Работа с подобранной литературой.

Изучение подобранной литературы - очень трудоемкая и ответственная часть в работе над курсовой. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме.

Записям предшествует чтение того или иного источника, и оно должно быть не механическое, а творческое. Творческий характер чтению придает обдумывание прочитанного материала, размышление над ним. Такое чтение требует активной умственной работы. В тексте читаемой книги студенту могут встретиться недостаточно знакомые или вовсе незнакомые научные понятия, экономические термины, иностранные слова. Ряд работ может носить ярко полемический характер. Преодолеть эти трудности можно с помощью учебников, энциклопедий, справочников, словарей.

Чтобы хорошо понять книгу, статью, читать ее надо вдумчиво, внимательно, стараться запомнить существенное, от этого во многом зависит и умение составить план, тезисы, выписки, конспекты изучаемого произведения.

Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый); выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).

План. Наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует Лучшей ориентации в содержании данного произведения.

План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким.

Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки. Это либо цитаты, т.е. дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное в понимании студента.

Выписки лучше делать на отдельных листах либо карточках.

Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их пользования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное, самое существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст.

Составление выписок не отнимает у студента время, а экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы.

Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

^ Тезисы. Сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала. Их особенность - утвердительный характер.

Аннотации. Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого промывания изучаемого произведения.

^ Резюме. Краткая оценка прочитанного произведения. Отражает
выводы, итоги.

Конспект. Выделяется как самое основное, существенное, в изучаемой работе. Форма изложения - краткость, четкость формулировок, обобщений важнейших теоретических положений.

Составление конспекта требует вдумчивости, затраты времени и усилий.

Конспект - средство накопления материала для будущей курсовой работы.

Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и Практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект может быть текстуальным или тематическим. Первый -
посвящен определенному произведению, второй - теме, отсюда – нескольким произведениям. В текстуальном - сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом - за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.

Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств фактического материала, а также выписки - дословные (цитаты), различные примеры, цифры, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника.

При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы. В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными карандашами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой работы, завести папки или большие конверты, в которые раскладывать записи по отработанным источникам.

При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы; выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы; попытаться высказать свое отношение к ним; привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения автор придерживается и почему.

3). Подготовка текста и оформление курсовой работы.

После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой.

Перед студентом не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности. Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом.

Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного, положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на используемый источник. Сноска дается внизу страницы, на которой приведена данная цитата.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, т.к. противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.

Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществлять самоконтроль знаний.

Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.

Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, т.е. свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы.

Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения.

Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания или перепечатки текст курсовой работы необходимо правильно и грамотно оформить.

У курсовой работы должен быть титульный лист, на котором указывается наименование института, кафедры, группы, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы автора курсовой и научного руководителя, год написания. (Образец см. в приложении 5).

На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов. На последующих страницах дается изложение текста курсовой работы с указанием разделов в соответствии с планом. Каждый раздел должен начинаться с заголовка.

Текст курсовой работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей с двух сторон для возможных замечаний рецензента и для скрепления листов. Страницы текста должны быть пронумерованы.

Курсовая работа, если она не напечатана, должна быть написана четким, понятным почерком и иметь опрятный вид.

В конце работы приводится список использованной литературы. Перед списком литературы, если есть, дается приложение к тексту курсовой, состоящее из графиков, таблиц, схем. Все они должны иметь сноски на источники, откуда взяты или указание, что составлены автором, но указать, на основе каких источников (см. приложение 6).

При оформлении курсовой работы необходимо не забыть о ее научном аппарате, включающем в себя: список использованной литературы, составленный в соответствии с общепринятыми требованиями.

Начинается список с названий официальных документов, используемых в курсовой работе (Указов, Постановлений, Законов), которые располагаются по годам Утверждения начиная с более раннего и заканчивая текущим годом. Обязательно указывается, чей документ (Президента, Правительства и т.д.), дата подписания, где опубликован.

Далее указываются монографии, книги в алфавитном порядке авторов или названия работы. Указываются фамилия и инициалы имени и отчества автора (если группа авторов, то первого указанного на титульном листе) или название работы, где нет автора (но обязательно указать, под чьим руководством она подготовлена, год издания и издательство. Объем работы не обязательно. Потом в алфавитном порядке указываются статьи из журналов, газет, справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники. Также как и монографии и книги (см. приложение 7).

В список надо включать не только работы, на которые есть ссылки по тексту, но и те источники, с которыми знакомился студент при работе над темой и они ему помогли в выработке того или иного понимания рассматриваемого вопроса. В конце списка дается перечень литературы на иностранных языках. В постраничных сносках и ссылках (а ими оформляются все цитаты, весь фактический и цифровой материал, таблицы, диаграммы, если составлены не самим автором).

Если в используемом источнике дается ссылка на другой источник, а его студент не читал, то он должен будет в своей работе указать тот источник, с которым он знакомился.

В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату сдачи курсовой работы на кафедру для рецензирования. Конечный срок сдачи курсовой работы на кафедру (или методисту заочного отделения), не позже, чем за 2 недели до сессии.

Кафедра, получив курсовую работу студента, регистрирует ее в специальном журнале и передает научному руководителю на отзыв.

Отзыв (рецензия) на курсовую работу - это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной студентом работы со стороны преподавателя, а с другой - форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме. Отзыв (рецензия) несет на себе и большую воспитательную и организующую роль в самостоятельной работе студента.

4). Работа студента с отзывом и защита курсовой работы.

Получив через несколько дней обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите, т.е. показу знаний темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материалы из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент пишет другую курсовую работу, но уже на новую тему. Во всех же остальных случаях студент, если есть существенные замечания, ее дорабатывает и приходит на устную защиту.

На защите студент кратко излагает содержание своей работы и о поставленных в ней проблемах, об источниках, на основе которых она написана, даёт ответы на замечания, сделанные в отзыве, а также на устные вопросы преподавателя.

Защита курсовой работы может происходить и на семинарском занятии по экономической теории по соответствующим темам. Здесь защиту принимает не только преподаватель, а вся студенческая группа. Преподаватель же на основании хода обсуждения, ответа на поставленные студентами вопросы выставляет оценку с учетом своего отзыва и выполнения сделанных замечаний.

Оценка за курсовую работу складывается из оценки содержания и оформления курсовой работы и устной защиты, выдвинутых; в курсовой работе положений и выводов.

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы и замечания, содержащиеся в отзыве, а возможно, и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной оценкой текста курсовой работы.

Вместе с тем, если в процессе защиты курсовой работы студент показал слабые знания материала темы и используемых источников, то окончательная оценка может быть понижена по сравнению с первоначальной оценкой текста курсовой работы. Оценка заносится в ведомость, выданную учебной частью института, и в зачетную книжку. Последний срок защиты на зачетной неделе перед сессией.

К экзамену по экономической теории студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по экономической теории.

Лучшие курсовые работы по экономической теории, выполненные по наиболее актуальной тематике и показавшие творческий научный подход к их изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конференции.

^ Критерии оценки курсовой работы.

■ За работу, переписанную с источника, ставится неудовлетворительная оценка.

Удовлетворительная оценка ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, напитана работа на базе очень небольшого количества источников, притом устаревших.


  • Хорошая оценка ставится за работу, написанную на достаточном теоретическом уровне, достаточно полно раскрывающую план курсовой работы, правильно оформленную.

  • Отличная оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом используемого материала, творческим подходом к его изложению, в т.ч. показу дискуссионности данной проблемы.

^ III. Приложение

Приложение №1

Примерная тематика курсовых работ.


  1. Теоретические взгляды на предмет экономической науки и их эволюция.

  2. Собственность как экономическая категория.

  3. Исторический процесс развития форм собственности на факторы
    производства. Особенности России.

  4. Система потребностей и закономерности ее развития.

  5. Система интересов и противоречий в экономике.

  6. Экономические законы и значение их знания для хозяйственной практики.

  7. Человек в экономическом процессе.

  8. Теория факторов производства.

  9. Развитие теории о товаре и его свойствах (стоимости, полезности, ценности).

  10. Товар - рабочая сила и его специфические особенности. Предпосылки
    превращения рабочей силы в товар. Особенности России.

  11. Деньги и их эволюция.

  12. Теория рынка и ее историческое развитие.

  13. Рынок, формы его существования, направления развития.

  14. Инфраструктура рынка. Эволюция понятия.

  15. Конкуренция, закономерности, тенденции развития.

  16. Предпринимательская деятельность: закономерности и тенденции.

  17. Конкуренция и ценообразование.

  18. Накопления и инвестиции на уровне предприятия.

  19. Издержки и прибыль.

  20. Факторы производства и их эволюция.

  21. Капитал как экономическая категория: теоретические и практические
    аспекты.

  22. Аграрные отношения и их особенности в России.

  23. Роль менеджмента в повышении экономической эффективности предприятия.

  24. Роль маркетинга в повышении экономической эффективности
    предприятия.

  25. Формирование рыночной экономики в России.

  26. Уровень социально-экономического развития страны и степень ее
    открытости.

  27. Теория эффективности.

  28. Национальный доход общества, сущность, источники создания, распределение и перераспределение, использование. Факторы роста.

  29. Теория экономического роста.

  30. Научно-технический прогресс: экономическое содержание, формы проявления, приемы реализации.

  31. Теория экономического равновесия.

  32. Цикличность экономического развития.

  33. Экономические кризисы 70-90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой.

  34. Структурные кризисы.

  35. Особенности циклического развития современной России.

  36. Безработица: теоретические и практические аспекты.

  37. Инфляция: теоретические и практические аспекты.

  38. Финансовая система и ее место в общественном воспроизводстве.

  39. Банковская система в экономике.

  40. Акционерный капитал. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа и ее
    экономическая роль.

  41. Рынок труда. Особенности его формирования и функционирования в
    России.

  42. Накопление капитала и проблемы инвестиций для экономики современной
    России.

  43. Государство как субъект экономики: собственность, экономические
    интересы.

  44. Социально-экономические цели государственного регулирования.

  45. Финансовый механизм воздействия на экономику.

  46. Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности в современной России.

  47. Экономическая политика государства. Основные ее направления в современной России.

  48. Социальная политика государства. Основные ее направления в
    современной России.

  49. Исторический опыт формирования социально-ориентированной рыночной
    экономики.

  50. Международное разделение труда: формы, тенденции, проблемы развития.

  51. Международное движение факторов производства.

  52. Международная экономическая интеграция: закономерности
    формирования, тенденции и проблемы развития.

  53. Мировое хозяйство: закономерности формирования, тенденции и проблемы развития.

  54. Экономика и экология: проблемы взаимосвязи.

  55. Современная Россия в системе мирохозяйственных связей

Приложение №2

Тема

^ Безработица, ее сущность и особенности в современной России.

ПЛАН

Введение


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-22958.html?page=14


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Литература. 10-11 классы: организация самостоятельной Как сделать расчет передачи

Литература организации самостоятельной работы Инновационные приемы организации самостоятельной
Литература организации самостоятельной работы Организация самостоятельной работы студентов по
Литература организации самостоятельной работы Организация самостоятельной работы учащихся на
Литература организации самостоятельной работы 8.2. Самостоятельная работа студентов - Методика
Литература организации самостоятельной работы Cenmax Vigilant ST-7 - Руководство пользователя и
Time To Travel Travel Tips Information Бизнес-журнал, 2014/05: - Страница 11 - Результат из Google Книги Двигатель непосредственного впрыска D-4 Как менять цвета в Командной строке Как приготовить жаркое из печенки с картофелем? - Ответин. ru Как сделать монолитный бетонный септик своими руками Кровать своими руками: фото, видео, схемы, чертежи - ЭтотДом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ